А я напьюсь безалкогольной водки в компании своих воображаемых друзей.
Вчера в очередной раз зашла дискуссия на тему "об этом недопустимо шутить" (конкретно речь шла про изнасилования). Для меня вообще "недопустимо шутить" это неприемлемая позиция, вне зависимости от темы. Лежащая на поверхности причина заключается в том, что я не считаю, что можно безболезненно немножко поступиться свободой слова. Потому что немножко там, немножко тут, а чем чувства других хуже и на выходе мы получаем двушечку за танцы в церкви, расстрелы за карикатуры и сроки за политические анекдоты. Но после некоторых размышлений я понял, что это лишь поверхностная причина. Есть ещё две, более глубоких.
Первая - внутренняя. Смех это зачастую не одобрение, но защита. Я, например, очень боюсь смерти, но у меня димуэртовский череп на всю дверь, пачка фигурок скелетов по квартире и огромное количество анекдотов на эту тему, поэтому мне почти всегда норм. Поэтому же кстати мне очень важна концепция ирландских поминок и очень надеюсь, что на моих похоронах, когда бы они ни случились, будут дико ржать и рассказывать про меня всякие похабности. Запрет на анекдоты таким образом становится запретом на защиту.
Вторая причина - внешняя. Запрет на смех, на мой взгляд, это высшая степень сакрализации темы, когда всё остальное обсуждение недопустимо уже очень давно. Беда в том, что даже у однозначных тем, где нечего непосредственно обсуждать, есть сопредельные темы, которые обсуждать как раз нужно и важно, но они тоже попадают под эту сакрализацию. В случае с темой сексуального насилия это, например, тема охоты на ведьм, когда обвиняемый практически автоматически объявляется виновным. С педофилией мы это наблюдаем уже энное время. С изнасилованиями этой проблемы, по крайней мере массово, пока нет, но вполне очевидно. что она может появиться при текущем курсе. И на мой взгляд также очевидно, что здесь (в отличие от вопроса недопустимости насилия над женщинами) есть что обсуждать.
Dixi.
Первая - внутренняя. Смех это зачастую не одобрение, но защита. Я, например, очень боюсь смерти, но у меня димуэртовский череп на всю дверь, пачка фигурок скелетов по квартире и огромное количество анекдотов на эту тему, поэтому мне почти всегда норм. Поэтому же кстати мне очень важна концепция ирландских поминок и очень надеюсь, что на моих похоронах, когда бы они ни случились, будут дико ржать и рассказывать про меня всякие похабности. Запрет на анекдоты таким образом становится запретом на защиту.
Вторая причина - внешняя. Запрет на смех, на мой взгляд, это высшая степень сакрализации темы, когда всё остальное обсуждение недопустимо уже очень давно. Беда в том, что даже у однозначных тем, где нечего непосредственно обсуждать, есть сопредельные темы, которые обсуждать как раз нужно и важно, но они тоже попадают под эту сакрализацию. В случае с темой сексуального насилия это, например, тема охоты на ведьм, когда обвиняемый практически автоматически объявляется виновным. С педофилией мы это наблюдаем уже энное время. С изнасилованиями этой проблемы, по крайней мере массово, пока нет, но вполне очевидно. что она может появиться при текущем курсе. И на мой взгляд также очевидно, что здесь (в отличие от вопроса недопустимости насилия над женщинами) есть что обсуждать.
Dixi.
Я бы сказала так: часто выступает защитой, но не обязательно является таковой.
В общем виде - способ осознавать, соизмерять себя как личность с данной темой, осваивать ее, работать с ней, проверять границы, подходить критически и пр. и пр. И запрет на смех - фактически запрет на здоровое осознание темы.
Все ржали, его друзья клеились ко мне.
...Если задуматься, я на всех похоронах смеюсь, и это очень помогает.
Случай на Уралконе помнят многие.
Плюс несколько историй про девушек, которые на утро заявляли что не они изменяли своим парням, а это изнасилование было.
По теме - все сложно(с). Смеяться, имхо, можно и нужно. Кто-то считает это обесцениванием травмы, но (вот тут меня запросто побьют психологи) - я считаю, что травмы для пострадавшего НАДО обесценивать. Виновнику - уголовное наказание, без вариантов, по полной. Постадавшему - "ну ок, был косяк, живем дальше". Это адов труд для пострадавшего, но иначе травма будет управлять жизнью и получится весьма гнусная история.
Страдать вообще намного проще, чем ржать и жить дальше. Вне зависимости от того, что именно произошло.
для обвинения в изнасиловании ЕМНИП, недостаточно просто тыкнуть пальчиком и сказать, что тебя вот он вчера изнасиловал. Ну то есть тыкнуть-то можно, вот только потом для подтверждения своих слов - долгие процедуры судебки и прочих экспертиз, которые гуманизмом и добром не отличаются. Не думаю, что для девочки, которой просто не нравится мальчик, и она хочет испортить ему жизнь, это допустимая плата. Многие задумаются и поищут другие пути. ИМХО конечно.
По теме: про запрет на смех согласна с Ласькой, но с другой стороны, имхо, соизмерение важнее(?), правильнее(?). Шутя на такие темы всегда рискуешь задеть кого-нибудь глубоко. Когда ты защищаешь смехом себя, вроде бы все нормально, но им же можно сделать сильно нехорошо другому человеку. Любой человек, конечно же, имеет право таким образом сделать больно другому, и каждый сам определяет готовность распидорасить друга/знакомого, но для меня кажется нормальным и правильным учитывать чужие триггеры хотя бы на подобные, "общие места."
Ну и на самом деле вопрос сакрализации лично для меня гораздо важнее и страшнее, чем защита.
\\у меня в жизни травм был вагон и маленькая тележка. До идеи "зачем я себя задалбываю болью" я доперла очень не сразу. Когда доперла - стало сильно проще.
Иногда приходится, правда, танцы с бубнами устраивать типа регрессивной терапии, например, если вторичная травматика.Смех - это как раз способ пережить, противостоять травме.
Чото чует моё сердце фаллического символа как-то больше этой психологе в жизни не хватает, вот и мерещится оный где только не.
По сабжу - поддерживаю самого верхнего оратора. Разве что добавлю - уместность и уважение к окружающим превыше. Не бывает запретных тем, в том числе и для смеха, но иногда надо как-то аккуратные хихикать. Так же смех и подачу явления в спешном виде рассматриваю просто как возможность посмотреть на ситуацию с абсурдной, смешной стороны в целом, безотносительно защиты и десакрализации.
Если ты не обращаешь внимания на конечный эффект смеха, это не значит, что он отсутствует. Он просто тобой не осознан.
А вообще - не надо сакрализировать, тогда и обесценивать будет нечего.
Не только. Просто за смехом все-таки что-то да есть. Даже если осознано только "Просто поржать"
Главное - наличие возможности! (с)
Главное - наличие возможности! (с)
Я не приветствую официальную цензуру ни в каком виде и не терплю охоты на ведьм, - это все инструменты контроля и запугивания, к юмору по факту не имеющие никакого отношения, предлог для них любой можно найти. Но лично для меня именно шутки подобного плана - высмеивание, обесценивание и превращение в жестокую развлекуху чужой боли, это некоторый показатель качества человека. Шутки про изнасилование в большинстве своем как раз в этом ряду. А еще подобный или близкий опыт имеют к сожалению гораздо больше женщин, чем кажется.
Alantara, "шутить про" и "смеяться над" это две большие разницы. Смеяться над конкретной изнасилованной женщиной\инвалидом\неважно кем - трэш конечно же полный и недопустимый (кроме как для самой женщины\инвалида и т.д.). Ну и чем острее и болезненнее тема, тем большее значение имеет уровень и качество шутки.