Crazy Sage
А я напьюсь безалкогольной водки в компании своих воображаемых друзей.
18.01.2016 в 00:33
Пишет Bugul Noz:

Ирландской музыки псто

Немного про ирландскую музыку сегодня. Захотелось переслушать кое-что, так что совмещаю приятное с полезным.
Рассматривать мы будем исключительно танцевальную ирландскую музыку. Песенный фольклор и пение шан-нос я распишу чуть позже, а пока остановимся на танцах — то есть, как мне кажется, на самой сути ирландской традиционной музыки.
Прежде всего, ни фига она не древняя, как нам любят втирать разного рода маркетологи и музыканты типа Зинчука (всем желающим предлагаю ознакомиться с его «Ирландским альбомом»: если вы думаете, что уже когда-то познали бездны Ада, этот альбом расширит ваше представление о кошмарах). Древность ее, как выражается один товарищ из московской тусовки, примерно прабабкинская, то есть большинство дошедших до нас танцевальных мелодий — это самое раннее конец XVIII века, а большинство мелодий совсем свежие.
Музыка эта по сути своей сольная и игралась в прошлом всегда без аккомпанемента. Ну вот не знали в Ирландии гитар и прочего струнного безобразия, на барабанах тоже не играли. Поэтому до 60-х годов XX века (!) она, по большей части, игралась без аккомпанемента. Связано это с тем, какие инструменты были распространены в Ирландии, и с характером музыкальной культуры.
Ирландские инструменты — это, прежде всего, скрипка (или, как ее называют ирландцы, «fiddle», в противоположность классической «violin»), вистл (жестяная продольная флейта со свистком о шести дырках), поперечная флейта простой системы, предшествовавшая оркестровой поперечке Бёма, ирландская волынка Uilleann Pipes (самая сложная, навороченная, продвинутая и дорогая из всех волынок мира) и разного рода гармони (button accordion). Ну, концертина еще. Как видите, гитары среди этих инструментов нет, как нет фортепиано, барабанов и кучи всего остального.
А музыкальная культура там вообще уникальная. Солисты-мелодисты свой хлеб зарабатывали музыкой, играя на танцах и прочих мероприятиях, и главным мерилом музыканта всегда являлось умение варьировать мелодию, не перевирая ее — то, что сейчас называется «орнаментациями». Орнаментации очень индивидуальны, вы никогда не встретите двух музыкантов, играющих одну и ту же мелодию одинаково, и мастерство это в те времена бдительно охранялось. Поговаривают, что музыканты даже не играли в присутствии коллег, чтобы их орнаментации никто не украл.
Вот и ходили эти музыканты по деревням, играли себе мелодии и жизни радовались. Но нагрянул XX век, появились радио и звукозапись, а вместе с ними и желание сохранить имеющуюся культуру и познакомить с ней окружающих. Тогда же стало ясно, что просто записывать солистов скучно, никто слушать такое не станет. Начались эксперименты с аккомпанементом.

Первые записи — это примерно 20-е годы XX века. Тогда в роли аккомпанирующего инструмента обычно выступало фортепиано. Самые известные музыканты того периода, которых мы, к счастью, сейчас можем послушать — это скрипачи Майкл Коулмен и Джеймс Моррисон, а также волынщик Падди Киллоран. Фортепиано смешное, но бодрое, мелодии игрались быстрее, чем принято, чтобы угодить массовому слушателю. Но все равно это был дикий андерграунд и интересовало это, прежде всего, мигрантов из Ирландии, осевших в Штатах.


Вот здесь по ссылке есть еще одна _очень_ крутая запись Джона Доэрти. Увы, встроить нельзя, так что только по ссылке.
Школы аккомпанемента не было, играли как могли. Но, черт возьми, очень крутое звучание. Подобный подход (частая смена аккордов и унца-унца) сейчас часто применяют в традиции Кейп-Бретона, причем не только на фортепиано, но и на гитаре, например.


Андерграунд андегргаундом, а случилась фолк-революция. Примерно в 60-х годах. Сотворили ее прекрасные ребята, среди которых — Энди Ирвин, Донал Ланни, Алек Финн и целая куча других громких имен. Самые известные и мощные группы и исполнители того периода, которых не скучно слушать даже сейчас — это Bothy Band, Planxty, Chieftains, Шон О'Риада, а также куча других, менее известных. Вышеперечисленные товарищи прославились тем, что, насмотревшись на американскую фолк-музыку, набиравшую тогда обороты, много чего оттуда натырили и принесли к себе домой, на Зеленый остров, где все это каким-то чудесным образом заработало и дало почву для второй волны возрождения.

Chieftains, кстати, известны тем, что именно они привнесли в ирландскую музыку боуран. Боуран — это рамочный барабан, играть на которым принято разнообразными палочками-типперами, демпфируя кожу инструмента свободной рукой. Это позволяет здорово менять звук и даже играть тоны. Я, например, слышал, как при мне человек играл на боуране «Подмосковные вечера» и даже строил, но это уникальный случай.

Bothy Band, один из проектов, где засветились многие крутые музыканты того периода. Там и Донал Ланни, и Мэтт Моллой, и Тони МакМэон, и Падди Кинан, и Томми Пиплз, и Кевин Берк. Все эти люди известны в контексте ирландского трада и шпарят так, что шуба заворачивается. Если есть желание послушать что-то из этого периода, но не хочется углубляться — надо слушать Bothy Band. Они самые репрезентативные. Тогда они казались очень новаторскими, а сейчас уже давно классика.
А новаторство заключалось в новых инструментах и новых подходах к исполнению. Во-первых, в аккомпанемент пришли струнные. Притащили бузуки и настроили в GDAD вместо греческого непонятного CFAD, приперли гитару, попробовали стандарт, не понравилось, перестроили в DADGAD. Продолжали эксперименты с фортепиано, добавляли арфу, контрабас. Все было. Время открытий.

Вторая волна возрождения — это уже известные сейчас имена. Многие знают Altan, многие знают Dervish, кто-то назовет De Dannan (хотя, строго говоря. это ближе к первой волне, поскольку Фрэнки Гэвин и Алек Финн — это старая гвардия все же). В целом, музыка эта стала еще понятней простому слушателю, она стала более изощренной и разнообразной в плане аранжировок. Появилось разделение: Altan, например, из Донегола, и играют они характерную для Донегола музыку в характерной же манере. Dervish из Слайго и пытаются работать в манере Слайго. Стили скрипачей этих двух групп кардинально различаются. Сейчас эта тенденция исчезает, кстати.


Для этого периода характерен богатый и разнообразный аккомпанемент, мощная игра солистов и высокий уровень музыкантов. Но все равно, эта музыка очень близка к корням и далеко от них не уходит. А самое главное — основной акцент здесь на солистах, они тащат мелодию вперед, а аккомпанемент лишь подчеркивает естественное движение музыки.

А потом начался период новаторства, когда новые, молодые музыканты стали чувствовать себя стесненными рамками традиционной музыки и решили разнообразить ее. Прежде всего, делалось это за счет ритмики.
Тут у нас самый заметный пример — это Solas. Гитарист Solas, Джон Дойль, играет в Drop D, причем вместо обычной шестой струны около .52 он ставит струну калибром .70. Глуша струны и поддерживая четкое ритмическое биение, он создает очень плотную основу. Варьируя акценты и смещая их с одной доли на другую в разных проведения мелодии, он создает такой ритмический «фил», что это можно сравнить с фанком. Этот стиль снес башню многим, сейчас так играют почти все, но тогда, в начале 90-х, это была революция. Гитара хлесткая, перкуссивная, верхастая, но невероятно плотная. Это ломает привычную ритмику ирландской музыки. Кстати, поэтому многие не любят Solas. Звучит это хорошо, но больно уж необычно. Хрестоматийный пример — сет «The Flowing Bowl» с первого альбома:

Во втором риле особенно хорошо слышно, как в одном и том же участке мелодии в разных проведениях акцентируются разные доли. Третий тюн, сыгранный на висении на аккорде D, вообще сносит крышу. Тонна энергии.

Download Solas The Stride Set for free from pleer.com
А это вообще жесть какая-то. Тут не все ирландское, правда, но все равно в духе. Этот сет вообще невероятный.
Есть Lunasa, чуть менее сумасшедшая, но тоже очень новаторская за счет многослойности аранжировок. У них есть контрабас, и он у них везде. Если у Solas бас-гитара в состав группы не входит и используется только в записи, чтобы подчеркнуть изменения аккордов, у Lunasa контрабас есть в составе группы и играет достаточно заметную роль. А еще с недавних пор с ними играет Эд Бойд из Flook.

Очень изящная музыка, продуманная, тонкая и грамотная. Кстати, они играют еще и бретонской немного. На все руки, короче.
Flook у нас в России известны за счет того, что Финнеган играет с БГ. Но Финнеган — он и отдельно Финнеган, и он рулит группой Flook. Вот вам Flook:

Скрипки нет, зато новаторская игра на вистле (серьезно, до Финнегана _такого_ с вистлом не делал никто), новаторская игра на боуране (Джон Джо Келли — основоположник современной техники игры на боуране, очень продвинутой, сложной и разнообразной) и тонкие продуманные аранжировки. Послушайте Flook, серьезно. Они хороши.
Ну и, наконец, мои любимчики, вне конкурса — Socks In The Frying Pan. У них два альбома, оба я с огромным удовольствием купил на iTunes и частенько слушаю.
Эта запись — домашняя, старенькая, но невероятно мощная. Тут чего одна гитара стоит: ритмика железобетонная, при этом все очень расслабленно, с грувом, «in the pocket». Гармошка тоже вкуснейшая. Причем заметьте, боурана тут нет, а звучит так, как будто он есть.

А вот с альбома:

К сожалению, самой моей любимой у них вещи, «The Finale», в сети в свободном виде нет.

В общем, такая вот краткая экскурсия в мир моей любимой народной музыки. Здесь не перечислена и десятая часть достойных внимания исполнителей, но если есть желание вникнуть в эту музыку — лучше всего через этих ребят. Они гарантированно не разочаруют.

URL записи

@темы: ©перто, Музыка